– У вас, батюшка, большое семейство, уже 29 внуков. Какие бы вы могли сформулировать принципы семейной жизни?
– Очень просто. Муж и отец – глава семьи. Жена – его ближайшая помощница. Она хранит тепло семейного очага, больше занимается детьми, потому что отец трудится. Но и он обязательно участвует в воспитании. И всё это – в лоне Церкви. Без помощи Церкви невозможно ни семью удержать, ни детей воспитать.
Семейную иерархию сохранить трудно. Мне рассказывали о такой иерархии на Севере где-то. Сидит на крылечке дед лет под сто, перед ним – стоит с покорностью сын, лет 80-ти, держит в руках шапку. А его отец, опершись на клюку, говорит: «Петруша! Я же тебе говорил, а ты не сделал, как я тебя просил...» А тот отвечает: «Батюшка, прости, виноват». Такая вот связь с детьми, такая в этом красота! На таких устоях можно строить и строить.
– В Поморской глубинке не было тогда таких искушений, которые сегодня явились. Всё-таки это был ещё традиционный быт. А в настоящее время насколько реально избежать этих искушений?
– Что такое настоящая семья? Это когда опыт передаётся из поколения в поколение. Потому что вообще всё, что мы знаем, – от старших поколений. Никакой науки не существует без собственной истории передачи знаний из одного поколения в другое. Вот только почему-то на вопросы нравственности этот закон многие не распространяют. У нас даже появилось такое понятие – автономная нравственность. То, что веками было законом, теперь совсем отброшено. Скажу один из примеров, который я часто вспоминаю. Отец мой из старообрядцев, род такой серьёзный: урождённая Марья Арсеньевна Морозова, Арсений Иваныч, Захар Саввич – предки моего отца по материнской линии. И вот какое было тогда воспитание. Отцу говорил его отец, а наш отец говорил нам, братьям: «Не ходи в тот дом, где есть девушка, на которой ты не собираешься жениться». Как представить современным молодым людям такое правило? Это пример той нравственности, которая передавалась из поколения в поколение. Я был среди братьев младшим, и, когда мы вздорили между собой, мама говорила мне: «Не спорь, не смей старшим отвечать!» То есть кто-то должен остановиться первым и этим первым должен быть младший. И я даже рта не открывал. А сейчас?..
Это семейное воспитание прежде всего. Директор 31-й московской школы, где учились пятеро моих детей, Григорий Иванович Суворов, Царство ему Небесное, как-то меня пригласил побеседовать – а было это 36 лет назад – и сказал мне такие печальные слова: «Через мои руки прошли те, кто уже давно бабушки. Так вот, у нас семьи нет и не будет. Мы идём к краху». Это заслуженный человек, кандидат педагогических наук. И Григорий Иванович вспомнил своего учителя, который говорил о построении нового общества: «Я скажу путь к построению такого общества: дайте мне воспитанную мать – и я вам такое общество построю!»
Но Церковь об этом всегда говорила – о роли матери. Сейчас против этого идёт так называемая ювенальная юстиция. Это ещё один удар по семье. Родители не смогут воспитывать своих детей: ребёнку даётся такая свобода, что он пискнул что-то – и родителей в суд. К несчастью, у нас полно семей с безобразным поведением родителей. Но они даже участковым не нужны. А вот благодаря ювенальной юстиции соседи, которые захотят избавиться от многодетной семьи, в которой плачут и пищат малыши, пожалуются, что тех плохо воспитывают – и у родителей детей заберут без долгих разбирательств. К несчастью, всё дело легко развернуть так.
– Как вы с матушкой строили отношения и преодолевали разногласия в семье?
– Что можно посоветовать? Во-первых, никогда не выяснять разногласия при детях. Конечно, враг не спит, но, думаю, дети наши не смогли бы вспомнить, чтобы мы между собой ругались. Во-вторых, конечно, надо всё прощать. Ещё нужно терпеть. Есть такая притча. Один человек говорит: «Зачем терпеть – это всё равно что воду решетом носить!» А ему: «Дождись зимы, тогда сможешь и воду решетом носить».
У нас в семье, слава Богу, разногласий практически не было, мы оба из глубоко верующих семей, моя тёща была духовной дочерью отца Алексея Мечева, а у меня отец – священник, мама – из воцерковлённой многодетной семьи. Поэтому у нас было примерно одинаковое воспитание.
– Значит, самое существенное – однородное воспитание? А темперамент?
– Совершенно верно. Темперамент у меня, может, поживее, матушка более спокойная, она всегда смиренно поддерживает меня...
– То есть иерархия в семье помогала?
– Я не помню, чтобы о ней приходилось напоминать – это было чем-то само собой разумеющимся. Однажды, помню, дети ещё маленькие были, а я куда-то ушёл. Дети – к маме: «Папа где?» – «Ушёл». – «А куда?» – «Не знаю». – «Как же это папа ушёл, а тебе не сказал куда?» Дети – они очень непосредственные.
– И всё-таки, за счёт чего держится настоящая семья?
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Оставить сообщение: