Святитель Феофан Затворник, рассуждая на эту же тему, писал так:
«Закон жизни таков, что коль скоро кто положит здесь семя покаяния, хоть бы то при последнем издыхании, то уж не погибнет. Семя сие возрастет и плод принесет – спасение вечное. А коль скоро кто здесь не положит семени покаяния и перейдет туда с духом нераскаянного упорства во грехах, то и там навеки останется с тем же духом, и плод от него вовеки будет пожинать по роду его, Божие вечное отвержение»
Надежда на спасение из ада есть у всех православных христиан, которые скончались в покаянии, хотя бы они и не успели принести плодов покаяния, достаточных для очищения души. Они не достигли рая, потому, что не успели принести дел покаяния, но им могут помочь молитвы живых. Их тягостное положение может быть изменено на лучшее.
Послание Патриархов Восточно-Кафолической Церкви о Православной вере (1723 г.) гласит:
«Мы веруем, что души людей, впавших в смертные грехи и при смерти не отчаявшихся, но покаявшихся еще до разлучения с настоящей жизнью, только не успевших принести никаких плодов покаяния (такими плодами могли быть их молитвы, слезы, коленопреклонения при молитвенных бдениях, сокрушения, утешение бедных и выражение в поступках любви к Богу и ближним), – души таких людей нисходят в ад и терпят за учиненные ими грехи наказания, не лишаясь, впрочем, надежды на облегчение. Облегчение же они получают по бесконечной Благости Божией через молитвы священников и благотворения, совершаемые за умерших, а особенно силою Бескровной Жертвы, которую, в частности, приносит священнослужитель для каждого христианина за его близких, и вообще за всех повседневно приносит Кафолическая и Апостольская Церковь».
Преподобный Антоний Великий:
«Что означают плач и рыдание, как не безмерность жестоких и ужасных мучений? и что изображается скрежетом зубов, как не величайшее сожаление о содеянных грехах? Тогда – а это случится наверно – тогда начнем негодовать на самих себя, раскаиваться скрежеща зубами, когда покаяние не будет иметь места, когда не будет от него никакой пользы, когда время, данное на покаяние, минует».
Святитель Григорий Нисский:
«После смерти уже никому не будет возможности уврачевать памятью о Боге болезнь, причиненную грехом, потому что исповедь имеет силу на земле, а в аду этого нет».
Преподобный Иоанн Дамаскин утверждает в своей книге «Точное изложение православной веры»:
«Нужно знать, что падение для ангелов то же, что смерть для людей. Ибо после падения для них нет покаяния, как и для людей оно невозможно после смерти».
Почему же это происходит? Дело в том, что личность после смерти не изменяема. Вступая порогом смерти в вечность, душа начинает и жить по закону вечности.
«Видимое временно, а невидимое вечно» (2 Кор. 4: 18), – говорит Священное Писание о том, что ждет любого человека за гранью временной жизни. Свойство вечности – качественная неизменяемость явлений. Качественное состояние души, приобретенное ею при жизни, после вступления в вечность уже не может измениться. Поэтому для души после смерти тела возможно лишь изменение в пределах того качества, которое уже было приобретено ею в земной жизни: восхождение в добродетели или падение во грехе. Тот, кто стяжал при жизни покаянное духовное устроение, стремление к добру, – будет благодатью Божией усовершенствоваться в добре; а тот, кто не имел в душе покаяния, но всецело служил страстям, будет все больше падать в глубины зла.
Об этом краткой, но очень глубокой фразой говорит архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий):
«Жизнь мозга и сердца и необходимая для них совокупная, чудно скоординированная жизнь всех органов тела нужны только для формирования духа и прекращаются, когда его формирование закончено или вполне определилось его направление».
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Оставить сообщение: