Красный — значит красивый, наверное, каждому знакома эта фраза, вероятно, настолько, что уже не и замечается.
Красный — значит красивый, наверное, каждому знакома эта фраза, вероятно, настолько, что уже не и замечается. Но мимо костюма земли рязанской пройти трудно. Первое впечатление о нём — сколько тут красного! Костюм вовсе не вызывает ощущения легкости, скорее, впечатляет его торжественность, величавость. При этом — все по делу, ничего лишнего для того образа жизни, тех представлений о мире, что бытовал раньше.
Разнообразие в одежде Рязанского края обусловлено больше природными особенностями, сочетанием леса и степи. Сказалось и бывшее когда-то пограничным положение территории, особое место в рязанском костюме занимает одежда однодворцев — потомков служилых людей.
Элементы женского костюма Рязанского края — рубаха, понева, передник, навершник, шушпан, верхняя теплая одежда — шуба, головной убор, обувь, навесные украшения. Рязанский крестьянский костюм построен на сочетании красного и черного цветов. Белый цвет является подчиненным, а небольшое количество ярко-зеленого, желтого и голубого оживляет это строгое, как древний хорал, соединение земли и солнца в женском костюме. Рязанские рубахи по конструкции могли быть разными: с прямыми и косыми поликами, с квадратной ластовицей, с треугольной ластовицей. Ворот обычно присборен, но более ранние рубахи могли быть с обычным прямым воротом. Простая рубаха на рязанской земле имела столько разновидностей, что их трудно даже учесть. Разновидности эти являются теми историческими вехами, которые раскрывают нам передвижение племен и народов, живших на рязанской земле в отдаленные времена, неизвестные нам события и приметы. Наиболее важные места одежды (ворот, рукава, грудь, подол) украшались вышивкой. Реже использовалось «закладное» двустороннее ткачество. Орнаментальные геометрические мотивы служили прежде всего декоративным элементом костюма, хотя издавна не менее важна была и функция орнамента как оберега от злых сил. Важным было охранять и ноги человека—к ним прикасался подол рубашки. Поэтому и покрывали женщины вышивкой — оберегом ворот, рукава, подол рубашки. Первоначально, в глубокие-глубокие времена, рисунки вышивки или тканья имели прямой магический смысл. Но шло время, отрывала людей от старых верований новая жизнь. Исчезала из рисунков колдовская сила, и оставалась только красота. Бережно хранили ее рязанские женщины, передавали из поколения в поколение, и воспоминание о древней магии проскальзывало иногда только в удивительных названиях рисунков — «секирки», «мышиные дорожки», «елки», «лопухи» и другие. Основной цвет костюма девушки на выданье — белый, шушка и рубашка были сшиты из шерстяного и льняного домотканого полотна. Наряд обычно дополняли шейные и нагрудные украшения из бисера «чопки» и «разметки» и девичья повязка золотого шитья с пушками около ушей. В качестве украшения для пояса использовались красные и желтые полоски хлопковой ткани и шелковые ленты, стеклянные пуговицы, металлические блестки. Из-за исторических и природных особенностей — сочетания леса и степи — в рязанский костюм встречаются интересные противопоставления. Это хорошо можно увидеть в данковском и сапожковском костюмах. Черно-красному торжественному данковскому противостоит белый сапожковский. Он также сочетается с красным цветом, с браным тканьем и вышивкой, но в его белизне ощущается свежесть ветра, прохлада речной воды, заманчивые берега Мокши, Пожвы и Пры и шум соснового бора, когда-то покрывавшего значительную часть земли этого района.
Из книги М.Н. Мерцаловой Поэзия народного костюма, 1988 "Как природа рязанской земли делится на лесную — Мещерский край — и степную, так и костюм лесных и степных районов различен между собой. Мещера была глухим местом, сравнительно малонаселенным. Жители Мещеры долгое время мало общались с обитателями других районов, особенно с горожанами. Древнейшая колонизация Мещеры протекала мирно и медленно, потом в ее лесах спасались люди из разоренных татарским нашествием или усобицей князей степных районов. Подобно волнам прибывали и убывали люди в мещерские леса в бурные периоды истории Руси. Часть из них оставалась или переселялась на новые, на более привычные по виду места, и там появлялся и оставался принесенный ими костюм и существовал, мало изменяясь, столетия... Не в таинственном ли сумраке непроходимых мещерских лесов, где встретить рогатого лося или стройную косулю было почти так же просто, как курицу в деревне, не в этой ли стороне сложился сказочный женский костюм с рогатой кичкой? Когда среди деревьев, в зеленом, кое-где пронизанном лучами солнца сумраке леса появлялась молодая стройная женщина в таком костюме, не казалась ли она хозяйкой этой стороны, охранявшей, как богиня, родные края, порученные ей священным животным, покровителем и родоначальником их рода? Даже название некоторых частей костюма говорит о связи его с образами животного мира — «рогатая кичка», «копыто» (средняя часть кички), «крылышки» — две вышитые полоски ткани, спускавшиеся от ворота на спину. Значит, жило поверье, что ее родной край, ее божества помогали «оборачиваться» то лосихой, то птицей, если нужно было спасать свою или чужую жизнь. Первобытной легендой веет от этого костюма, от образа женщины, в красивом лице которой проступают черты исчезнувших далеких половцев, не однажды подступавших к рязанской земле." Описание устройства кички из книги М.Н. Мерцаловой Поэзия народного костюма, 1988: "Рогатая кичка была сложным головным убором и состояла из нескольких частей. Основой убора была стеганная из толстого холста на подкладке кичка. К ней сзади прикрепляли «снур» — толстый плетеный шнур с широкой массивной кистью, украшенной крупным бисером. Как символ языческого божества — животного, он спускался вдоль спины. Древний обычай требовал украсить или «оградить» уши от наговора и «сглазу», и поперек кички накладывали шнур с великолепными кистями, низанными из шелка и бисера. Этот шнур назывался «подзаушники», часто рядом с ним, присоединяя к серьгам, помещали — «пушки» — шарики из белого гусиного пуха. Затылок закрывали «позатыльником» — полукруг кумачной с холстинной подкладкой ткани, выложенной лентами, позументом, черным шнуром и блестками, от этого полукруга спускалась низанная из крупного разноцветного бисера (белый, голубой, черный, желтый, вишневый) прямоугольная сетка, закрывавшая шею и часть спины. Позатыльник должен был закрыть все до единого из оставшихся волосков, потому что, по древним поверьям, волос обладал магической силой. Этой силой наделяла женщин земля, как и женщина, имевшая нивы — волосы. По выходе замуж женщина становилась членом чужого рода и, чтобы не принести несчастье мужу, и его родне, она должна была тщательно прятать свои волосы. Теперь наступала очередь прикрыть все это сложное сооружение — надеть сверху «сороку» из красного кумача с вышитым золотым «очельем». К сороке добавлялась еще «увивка», назначение которой было закрыть заднюю часть сороки. Увивка — подковообразная дуга из холстинного жгута, обшитая сверху и с внутренней стороны кумачом, серебряным галуном, к нижнему краю пришивалась шелковая коричневая бахрома, оканчивающаяся блестками и лентами. Когда увивку прикрепляли к сороке, ленты свешивались вдоль лица, развевались, то открывая, то закрывая подзаушники, создавая постоянно меняющуюся живописную цветовую среду около женского лица. Однако при всей своей сложности головной убор — рогатая кичка — не был перегруженным. Чувство меры, присущее творцам народного костюма, и здесь останавливало буйство фантазии женщин. Последние две детали — «крылышки», пришитые к «вороту» — узкой полоске цветной материи, унизанной бисером, стеклянными пуговицами и шелковым шнуром. Он застегивался сзади, где соединялись крылышки и «жерелок», покрывавшие спину и грудь. Жерелок низали из крупного цветного бисера, он ложился широким полукруглым воротником, напоминавшим княжеское «ожерелье» Древней Руси." Кроме рогатой кички носили вышитый повойник, сверху укрытый платком.
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Оставить сообщение: